Обычным оружием убивают только однажды, а словом убивают снова и снова (с) Правда, Терри Пратчетт.
Началось всё с поста Vezuvian Честность о том, что такое честно и как оно применимо. С чего началось и как выглядит.
Начну даже не с общего ощущения от прочитанного, а почти интерлюдии, о том, как оно связано, будет чуть понятнее дальше.
Есть в ирландской мифологии (не совсем ирландской, но не будем углубляться) такие персонажи, как Сиды. Народ богини Дану. Ши-сидхе. Сидхе, к слову, это прообраз эльфов, в данное понятие включены и альвы, и цверги, и целый ряд всего странного-необычного. Действительная, иная раса, не вылизанно-идеальная, а огромный пласт, со своими традициями и обычаями. Туатха Де Данаан.
И почему вспоминаются именно они – они не могут врать. Физически. Была даже такая логическая головоломка – Король Двора Фэйри загадал своей подданой, частично человеку, загадку «Покажи мне фэйри, умеющего лгать и я дам тебе то, чего ты хочешь». И ответ был в их же духе «Перед тобой фэйри умеющий лгать» ответили ему. «Фэйри не лгут» засмеялись придворные. «Но я говорю что перед тобой фэйри который лжёт. А значит лгу либо я, либо твои придворные, но в любом случае ты видишь перед собой фэйри, который может лгать». Король засмеялся и сделал то, что обещал.
Вот такой вот юмор Малого Народца, Волшебного. Того, что невероятно далёк от людей, и не внешностью, повадками и рационом, а тем что никогда не лжёт. Именно это так пугало в них людей, запредельная, нереальная честность.
Везувиан приводила в пример ведьм, а мне вспомнились именно они.
Но что такое ложь?
Все учатся лгать примерно одинаково. В детском мире есть всё, когда родители боги и только хорошее случается. Но ребёнок уже знает что «плохую» и «неподходящую» вещь выкидывают. И слышит, что что-то зовут «плохим поступком» и наказывают за них. Необъективно наказывают, даже если ребёнок этого не хотел. Он рассыпает папины инструменты потому что просто хотел посмотреть, но не мог быть в должной мере аккуратен. А его отшлёпали и наругали, это было плохо. И наказали долго, лишили сладкого например. «За плохое поведение». А был ведь интерес. И в следующий раз слышится звон и мать видит ребёнка разбившего вазу. В глазах – ужас и паника. Как, опять? Плохой поступок. Плохие поступки совершают плохие люди. Плохих людей, как плохие вещи – выкидывают.
«Это не я!» в панике плачет ребёнок. Он этого не хотел, он случайно, но поступок плохой и кара будет. Он не хочет снова того же, местами даже не понимает – за что. И в меру своих сил старается минимизировать себе ущерб, как однажды обжёгшись никогда больше не трогает плиту.
А дальше человек учиться – где проще промолчать, где удачно соврать и не попасться. И тут уже десятки путей развития, как он будет осваиваться с «ложью», всего лишь ещё одним инструментом в мире. Необходимым – ведь вредной воспитательнице и мерзкой грымзе-учительнице надо дарить подарки и говорить что она им нравится, так велят родители. Нельзя сказать противной девочке или мальчику что обидное, надо выслушивать обиды в свой адрес молча – вежливость.
Оказывается, если промолчать или наврать, предусмотрев возможность провала, в жизни становится меньше боли и дискомфорта. На определённом уровне, примерно когда человек выходит на самообеспечение, он начинает осознавать, что прежний инструмент уже не котируется, это уже неправильно и приносит больше проблем, чем пользы. Занимает ресурсы мозга, заставляет держать в памяти сотню мелочей, и по итогу уже не нужен. Он уже может позволить себе честность.
Те, кто продолжают много и уверенно врать чаще всего либо аферисты, кому умение лжи не отпало, а стало весьма успешным инструментом (да-да, в частности политика – то ещё непаханное поле на тему «кому там хорошо и почему»), либо инфантильные личности в странных рамках.
Нелогичных, смущающих, неровных рамках, не упавших, не давшим людям увидеть что-то за их границами. Это и сверхзаботливые мамочки, и ранняя женитьба со спиногрызами, когда на выходных надо гулять-работать-пахать на даче а уже не личность, тело орёт что хозяин на том уровне, когда часы тишины и необходимость одиночества, удовольствия, и да, освобождения сознания путём хоть рыбалки, хоть резьбы в онлайн-игры уже физическая необходимость. Иначе – ахтунг, и сбоить начинают не только мозги, но и внутренние органы.
И матери, по сути одиночки, уставшие рутинно до такой степени, что готовые на всё, лишь бы их не трогали, ни окружающие, ни родственники, ни собственные дети.
И люди врут.
Хуже всего то, что они делают это неумело, не просчитывая последствия и даже не осознавая. Понимание что вот это ложь, а правда на самом деле такова помогает избежать ловушки самообмана, которая по сути самогипноз, и допускают её как раз те, кто делают это неумело.
К чему приходят неумелые игры с сознанием, пояснять думаю не надо.
И тут следующий момент.
Но неважно, великий ли вы мошенник или бытовой врун — ложь слепит, оставляя полное ощущение, что вы всё прекрасно видите.
Нет и ещё раз нет. Фокусники, действительно великие Лжецы осознают свою ложь. Это лишь инструмент в их руках. Карты, которые уходят и приходят в руки. При этом – полное согласие с
Сейчас я пожинаю плоды этой программы действий и, знаете, они мне нравятся.
О том, что не лгать – в итоге хорошо. Ключевой момент – не врать себе. Этим очень изящно обходится определение того, что человек видит. В голове как два уровня «что есть на самом деле» и «что видят другие». В идеале ещё и «что они должны видеть» и «что выдавать за ложь». Многоступенчатость сознания, позволяющая жить и с ложью, и с правдой.
Непросто, очень непростая концепция, включающая в себя минимум количество потоков о одному на каждый уровень сознания + ещё один на обработку входящей информации и минимум ещё один – на дальнейший просчёт ситуации.
Следующий момент, в который пришли мысли – о том, что недоговаривание и искренность. Можно не врать и не быть искренним. Легко. Молчание – не ложь. Утаивание – почти ложь.
А если молчишь о чувствах, эмоциях?
Мы все находимся в коканах, что скрывают нас от агрессивной внешней среды. От желания ударить в спину, от хахмства, от тех кто идёт по головам. И искренность – тот консервный нож, что вскрывает этот кокон.
Кому-то он необходим просто потому, что под ним мягкое тельце, а окружающие ни единого раза не упустили, попинав. Кому-то легче, у него есть прибежище, где панцирь оставляется в прихожей а дальше можно идти без него, ибо поймут помогут и поддержать. У кого-то он полупрозрачен, почти плёночка, и это так естественно быть прямым. Но и у них есть какие-то моменты, где нужен прокол с той стороны, чтобы вытащить то, что таится внутри. Связанное с эмоциями, прямое и нежное, и очень личное, за которым тянется нить связи. Урони – связь дёрнет разрядом, скукожит в своём коконе.
Потому так страшно быть искренним.
Тут мне сложно что добавить – путь пережить этот момент, выбраться из ловушки «обратной связи» и «кокона-шкафа» только ищется. Но оно во многом зависит и от открытости человека. Кто-то чувствует связь с окружающими людьми крепче, кто-то слабее. Помните Шелдона? Да-да, того чудика из «Теории Большого Взрыва». Шерлока Холмса. Человека-в-футляре. Шеллара ?
Последнее вообще анекдотичный пример, рекомендую цикл «Хроники Странного Королевства», там эту теорию иллюстрирует и сам Король, и его приближенный вечный врун, и много прочего, интересного и самого по себе.
И много-много тех, помимо вышеупомянутых, на чьих таких личных конфликтах и строиться безумная популярность. Открыться. Признаться. Выйти на контак.
Завораживает.
Подводя итоги – пост о честности, что называется, «зашёл». Напомнил, почему стоит именно так а не иначе. Заставил сформулировать, почему на мой взгляд ложь инструмент необходимый, и как он появляется в человеческом арсенале на мой взгляд.
Ещё раз сказал, что надо быть честным в первую очередь с собой, что мир не прост но и не так сложен, как кажется.